Об авангардистских экспериментах со вкусами публики

Об авангардистских экспериментах со вкусами публикиДля социокультурной ситуации, вызвавшей авангардистские эксперименты со вкусами, с воспринимающей способностью публики, было специфично гораздо более глубокое расхождение между искусством и обществом, чем во времена романтиков. В каких-то отношениях это было радикальное исчезновение взаимопонимания между художником и народом, полнейшее отсутствие каких бы то ни было способов органического общения, внутреннего контакта между ними. Речь шла о своеобразной ситуации, при которой целиком и полностью отсутствовала какая-либо система молчаливой договоренности между художником и народом, система конвенций, на основании которых публика была бы заранее согласна принимать предлагаемое ей за произведение искусства — все то, что затем закрепляется, воплощается в художественных условностях, характеризующих произведения, понимаемые этой публикой. Если вам нужна эпоксидная смола для картин цена, советуем перейти на сайт по ссылке.

Все это произошло либо потому, что изменилась публика — уже не задают тон те, кто помнил о молчаливой договоренности, ориентируясь на которую художник продолжал бы свое дело. Либо потому, что изменился сам художник — «уйдя» так далеко по пути усложнения понятных ранее художественных условностей, что его уже отказываются понимать даже те, кто раньше понимал его с полуслова. Либо, наконец, потому, что изменились и публика и художник — причем изменились по-разному, проделав различную социально-эстетическую эволюцию.

Ясно, что, оказавшись в подобной ситуации, художники далеко не всегда будут склонны по-прежнему ориентироваться на былые «условности», отправляясь от которых они сами (или их предшественники) вели разговор со своей публикой. Мало кто из них удержится от искушения «прорвать» заколдованный круг сложившейся ситуации, прибегнув к безусловным средствам воздействия на «оглохшую и ослепшую» публику, то есть обратившись к таким — «сильно действующим» — средствам, которые оказались бы безотносительными ко всякой договоренности.

На путях все более и более радикального «преодоления» условного (в искусстве) и все более и более решительной апелляции к безусловному (в «структуре» воспринимающей способности публики) художники начала XX века в конце концов приходят к выводу, что основным разобщающим «ферментом» публики, мешающим ей преодолеть свой раскол, является не только «вкус» как таковой, не только «эстетическое сознание», но сознание вообще — сам принцип «я».

Сознают ли это художники-авангардисты со всей ясностью и отчетливостью или вообще не сознают, но их реальная художественная практика, их искусство свидетельствует как раз о подобном выводе; ибо оно все определеннее ориентируется с начала века на те «глубинные» (а точнее — элементарные) «структуры» восприятия и переживания, в которых нервно-физиологические и нервно-психические процессы совершаются, не выходя на уровень сознания: на уровень отнесения к «я», на уровень соотнесения с миром практической жизни, сферой идеалов и ценностей.

Hi-Tech — Компьютерная и Бытовая техника
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: